Автозаводский район Нижнего Новгорода: прошлое и архивные фотографии
Нижний Новгород удивляет своим архитектурным разнообразием, и каждый район города обладает своими особыми характеристиками. Здесь можно прогуляться среди памятников деревянного зодчества, по улицам купцов и увидеть грандиозные строения советской эпохи. ИА «В городе N» решило запустить серию материалов о истории районов приволжской столицы. Первый из них посвящен Автозаводскому.
Зарождение района
Фото: Деревня Монастырка, 30-е годы XX века / администрация Нижнего Новгорода. История Автозаводского района, безусловно, связана с историей ГАЗа. До открытия завода на этом месте находились несколько деревень, а также болота. В мае 1930 года здесь началось строительство автозавода и заселение первых бараков. Для возведения корпусов сюда прибыли крестьяне из различных уголков Нижегородского края, и появились Восточный, Западный, Северный и Американский поселки.
Фото: Строительство Горьковского автозавода, 1930 г. / администрация Нижнего Новгорода.
Фото: музей ГАЗ (1929-1930 гг.) Так как завод находился далеко от остальных частей Нижнего Новгорода, в 1931 году было принято решение создать здесь отдельный район.
Фото: Строительство жилых домов, 30-е годы XX века / администрация Нижнего Новгорода. В этом же году началось возведение первых кварталов Соцгорода, в котором планировалось реализовать идеал коллективистских форм жизни. Объявили конкурс на проектирование, и победили работы студентов МВТУ. Уже в следующем году был заложен первый камень дома на проспекте Жданова (ныне проспект Молодежный). В здании предусматривались жилые комнаты, а также уголки для коллективного отдыха, общие кухни, туалеты и ванные. Рядом был построен клуб с залами для собраний и спортивных занятий, столовой, библиотекой, киосками и почтово-телеграфным отделением.
Фото: Нижний Новгород: иллюстрированный каталог памятников истории и культуры федерального значения / авторский коллектив; руководитель А.Л. Гельфонд // ЦБС Автозаводского района. Осенью следующего года дом начали заселять. Изначально планировалось построить еще несколько подобных зданий, но проект решили доработать. В результате началось возведение четырехэтажных домов с общими коммунальными и подсобными помещениями.
Фото: Нижний Новгород : иллюстрированный каталог памятников истории и культуры федерального значения / авторский коллектив; руководитель А.Л. Гельфонд // ЦБС Автозаводского района. Жилое строительство не успевало за темпами развития ГАЗа, и для размещения всех работников завода было решено построить несколько сотен временных деревянных двухэтажных домов.
Фото: Жилой дом барачного типа, 1934 г. / администрация Нижнего Новгорода. За год в Автозаводском районе построили хлебозавод, а затем и баню, прачечную, фабрику-кухню, школу и магазины. Появились бетонные дороги, асфальтированные тротуары, был разбит сквер с фонтанами на проспекте Ильича. В 1933 году вдоль района появился первый трамвай № 12, а через месяц открылся мост через Оку. В это время на карте города появилась уникальная гостиница «Волна».
Развитие Автозавода
В 1933 году завод решили расширить, что создало необходимость в новом жилье для рабочих. В то время минимализм в архитектуре сменился сталинским ампиром. Начали строить замкнутые дома с арками и общественными помещениями на первых этажах. Фасады становились более «нарядными», а квартиры — более комфортабельными.
Фото: Нижний Новгород : иллюстрированный каталог памятников истории и культуры федерального значения / авторский коллектив; руководитель А.Л. Гельфонд // ЦБС Автозаводского района. Среди архитектуры того времени выделяются радиусный квартал по проспекту Жданова и Бусыгинские дома, названные так в честь основателя стахановского движения на Автозав
Другие Новости Нижнего (Н-Н-152)
Автозаводский район Нижнего Новгорода: прошлое и архивные фотографии
Нижний Новгород удивляет разнообразием архитектурных стилей, и каждый район города обладает своими особенностями. 25.10.2025. vGorodeN.Ru. Нижегородская область. Нижний Новгород.
