
Мониторинг событий экспертами с 19 по 26 сентября 2025 года от автономной некоммерческой организации "Минин-центр".
Эксперты "Минин-центра" рассматривают события прошедшей недели, воздействующие на социально-политическую обстановку в мире, России и Нижегородской области, в которых проявляются длительные тенденции. Темы текущей недели включают "Минфин РФ представил в правительство законопроект о бюджете на 2026-2028 годы", "Нижегородская область расширяет горизонты международного сотрудничества" и "Захар Прилепин возглавил нижегородских писателей".
Федеральная тема – "Минфин РФ представил в правительство законопроект о бюджете на 2026–2028 годы".
Эксперт "Минин-центра", профессор НИУ РАНХиГС, доктор философских наук Андрей Дахин отмечает: "Исполнение социальных обязательств является главной 'визитной карточкой' законопроекта бюджета страны на 2026–2028 годы, когда он выходит из кабинетов в публичную политику. Это хорошо объясняется приоритетами Указа № 309 'О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года', где первые три приоритета обозначают круг социальных обязательств государства. Также важна часть бюджета, имеющая отношение к таким национальным целям, как 'устойчивая и динамичная экономика' и 'технологическое лидерство'.
Существует разрыв между задачами в экономике и социальными обязательствами, установленными правительством РФ на 2025 год, и перспективными целевыми обязательствами, определенными указанным Указом президента РФ. Поэтому анализ бюджета включает две системы координат: первая – текущее финансово-экономическое состояние и его способности решать экономические вызовы и выполнять социальные обязательства, вторая – цели развития и прогресса как отечественной производственной сферы, так и системы социальных обязательств. В первой системе координат проект бюджета выглядит убедительно и оптимистично.
Во-первых, бюджет демонстрирует высокий уровень сбалансированности – дефицит бюджета на уровне всего 1,6% ВВП, с возможностью снижения до 1,2–1,3% ВВП (в 2025 году прогнозируется дефицит в 2,6% ВВП). Во-вторых, он поддерживает нынешнюю модель макроэкономической стабильности, основанную на методах Центрального банка и использовании инструмента 'высокой ключевой ставки', 'таргетирования инфляции' и других механизмов. В-третьих, бюджет создает условия для увеличения реальных зарплат и доходов населения, включая индексацию зарплат в бюджетной сфере на 7,6% по федеральным выплатам (с октября 2025 года) и повышение МРОТ на 20% (с января 2026 года). В-четвёртых, ресурсы обеспечат надлежащее оснащение вооружённых сил необходимой техникой и оружием, выплаты денежного довольствия военнослужащим и поддержку их семей, а также модернизацию предприятий оборонно-промышленного комплекса и другие нужды.
Во второй системе координат, сосредоточенной на развитии как российской производственной экономики, так и системы социальных обязательств, содержание документа менее убедительно и вызывает споры среди экспертов и общественности. Действительно, соотношение 'фискальных' (обязательных) и 'инвестиционных' (добровольных) инструментов развития отечественного производства в настоящее время вызывает вопросы, и не видно ясных перспектив достижения российским технологическим лидерством через пять лет. Увеличение налоговой нагрузки (повышение НДС с 20% до 22%) вызывает опасения, так как это может привести к новому росту цен, который нивелирует положительный эффект от индексации зарплат, ослабляет позиции 'производителя' и вновь усиливает позиции 'продавца'. Это может способствовать оттоку предпринимателей и капиталов из производства в торговлю. Сохраняющаяся высокая ключевая ставка ЦБ вызывает мало оптимизма относительно прогресса и роста ВВП на основе развития реального сектора, особенно если рассматривать позиции России в сообществе БРИКС (в частности, по сравнению с Китаем и Индией). Другими словами, дизайн бюджета по принципу 'от достигнутого' оказался успешным, но проектирование с целью достижения стратегических целей выглядит недостаточно убедительным.
С социальных обязательствами ситуация аналогична. Например, информация о строительстве 150 школ к 2030 году не отвечает стратегической цели 'в




Другие Новости Нижнего (Н-Н-152)





