Мониторинг экспертов с 21 по 28 ноября 2025 года от АНО "Минин-центр".
Эксперты "Минин-центра" рассматривают события прошедшей недели, влияющие на социально-политическую обстановку в мире, России и Нижегородской области, где проявляются долговременные тенденции. Основные темы недели: "Чем упорствительнее будет украинская сторона, тем жестче будут следующие условия от России", "Прямая линия губернатора Нижегородской области с нижегородцами" и "Русский язык – одна из главных ценностей народа".
Федеральная тема – "Чем упорствительнее будет украинская сторона, тем жестче будут следующие условия от России."
Эксперт "Минин-центра", доцент ИМОМИ ННГУ, к.ист.н. Сергей Кривов:
"В конце прошлой недели в различных средствах массовой информации появились варианты из 28 пунктов, касающихся мирного регулирования российско-украинского конфликта. Их содержание по форме подачи было похоже на утечки после встречи на Аляске. Речь идет о выводе ВСУ из оставшейся части ДНР, остановке боевых действий в Запорожской и Херсонской областях, признании Крыма и Донбасса частью России, использовании замороженных российских активов для инвестиций в восстановление Украины и совместные российско-американские проекты, а также о других пунктах. Текст стал известен благодаря публикации нардепа Верховной Рады Украины А. Гончаренко 21 ноября.
Уже 23 ноября в Женеве состоялась встреча представителей США, Великобритании, Украины и ряда стран ЕС. Этот факт подтверждает, что "дыма без огня не бывает". Владимир Путин дважды отметил, что ему известен проект и он может стать основой будущих переговоров. Министр иностранных дел Сергей Лавров при обсуждении Женевской встречи указал на недопустимость нарушений "договоренностей Анкориджа", в то время как речь о 28 пунктах не шла.
По итогам Женевской встречи был разработан новый план из 19 пунктов, включающий значительные concessions в адрес Украины. 24 ноября появились предположительно перехваченные записи переговоров Ушакова, Дмитриева и Уиткоффа, из которых можно сделать вывод, что 28 пунктов были составлены российской стороной и были предложены Трампу.
Говоря о реальности обсуждаемых мирных планов, стоит отметить, что позиции сторон во время переговоров основываются на трех элементах. Во-первых, существуют "красные линии" – требования, от которых стороны не готовы отказаться. Во-вторых, рынки вопросов, в рамках которых возможен "торг". И в-третьих, "маскировочная часть", или информационные вбросы, которые воспринимаются за реальную переговорную позицию. Этот третий элемент всегда предшествует началу реальных переговоров, его целью является "разведка боем" для выявления реального положения дел в стане противника и определения, насколько спорные моменты могут быть разделены.
Неудивительно, что в данный момент для дипломатических игр задействуются неофициальные каналы внешнеполитических ведомств, а так называемые спецпредставители. С российской стороны это Кирилл Дмитриев, переговорную делегацию возглавляет Владимир Мединский, а их действия координирует помощник президента Юрий Ушаков. Также активно действует Стивен Уиткофф с американской стороны, охватывая три ключевых направления внешнеполитической активности Трампа.
Очевидно, что Европа также стремится продвинуть свои переговорные интересы. Например, обсуждение ограничения численности украинских войск в 600 или 800 тысяч поднимает вопросы, учитывая экономическую ситуацию в стране. Переход к мирной жизни после боевых действий потребует решения проблемы с ветеранами, которые могут вызвать нестабильность как внутри Украины, так и в Европе.
Недавнее распоряжение кабинета министров Украины о компенсации утраченного жилья в "временно оккупированных территориях" также указывает на то, что украинская сторона продолжает работать над выводом войск. Кроме того, все эти мирные инициативы возникли на фоне коррупционного скандала с "плёнками Миндича", что отвлекло внимание общественности и вернуло Зеленского в центр мирного процесса.
Таким образом, пока нет признаков изменений в условиях прекращения боевых действий, озвученных Путиным на расширенной коллегии МИД. На данный момент сложно говорить о
